Каждый, кто хотя бы раз был в Сочи, Верещагинский виадук, расположенный в самой оживленной части курортного города, запомнил, как минимум, по названию, вызывающем ассоциации с полюбившемся персонажем из фильма «Белое солнце пустыни». Более наблюдательные личности не могли не отметить грандиозность этого сооружения, небезосновательно относящегося к техническим и архитектурным достопримечательностям всего Краснодарского края.
После реконструкции 2013 г. «акведук» выглядит как новенький и по незнанию его вполне можно принять за нововозведенный объект, хотя у него уже достаточно преклонный возраст, особенно как для автомобильного моста, переваливший за 80-ти летний рубеж. Верещагинский виадук на хорошем счету у туристов, а что касается местных жителей, считающих его одним из городских символов, отношение у них несколько иное, особенно на фоне несчастных событий, отмеченных здесь в последнее время.
СОДЕРЖАНИЕ
Где находится Верещагинский виадук на карте
Он располагается к юго-востоку от центра Сочи, недалеко от Музея Н.А. Островского, базы отдыха «Черноморье», Зимнего театра, Театральной площади, отелей «Светлана», «Жемчуг» и «Валентин».
История возникновения
Во времена Российской империи небольшому тогда еще Сочи уделялось немалое внимание со стороны царского правительства, а почти вся вторая половина XIX в. была отмечена стройками. Но возводились тогда конструкции совсем иного плана – поскольку эта местность считалась своеобразными вратами на Северный Кавказ, побережье опоясывала сеть крепостей и фортов.
После окончания Гражданской войны завершилась и целая эпоха непрерывных Кавказских конфликтов, в высокогорные районы начала, наконец, проникать цивилизация, а горские народы перешли к мирным занятиям. Когда в регионе воцарился мир, вспомнили о его природных особенностях: мягком и живительном климате, целебных источниках и теплом море – здесь было все для преобразования Сочи во всесоюзный курорт.
А начиналась генеральная реконструкция Сочи почти что легендарно – с незначительного, на первый взгляд, события, впоследствии определившего судьбу целого региона. Анастас Микоян долго уговаривал Сталина посетить здравницы Мацесты для лечения больной руки. Скептически настроенный «вождь и учитель» долго упорствовал, но потом сдался.
Уже после первого курса лечения он почувствовал облегчение и стал посещать Мацесту ежегодно, в связи с чем в 1926 г. поступил правительственный указ о создании Сочи-Мацестинского курорта, по значению имевшего общегосударственный статус. Обстоятельство это повлекло за собой глобальное преобразование инфраструктуры всего края, а на реализацию проекта выделялись огромные средства в размере 1,5 миллиарда рублей.
Ударное строительство закипело в 1934 г. Стартовали со строительства новых дорог и мостов в Сочи. Верещагинский виадук стал частью общего проекта реконструкции. Вначале его возведение хотели поручить Сталинскому любимцу А.П. Великанову, но он на тот момент был занят подготовкой проекта Маценского виадука, которому уделялось намного большее внимание.
Неизвестно как, но главным архитектором стал 30-летний Николай Борисович Соколов, избравший в помощники инженера Юрия Львова. Они полностью оправдали возложенное на них доверие – путем титанических усилий и творческого подхода. Молодые специалисты завершили строительство огромного строения длиной в более чем 200 м, перекинутого через Верещагинскую балку уже в следующем 1935 г., потратив на это меньше года.
Внешний облик и основные характеристики
Верещагинский виадук – это грандиозное сооружение, представляющее собой автомобильно-пешеходный мостовой комплекс, объединяющий два противоположных горных склона, разделенных неширокой долиной, названной Верещагинской балкой. По дну ее протекает мелководная речушка Верещагинка, больше похожая на ручей, особенно в летний период, давшая название и долине, и «виадуку» ее пересекающему.
Другое его имя, использующееся реже – Светланинский мост, по одноименному микрорайону «Светлана», расположенному севернее. Он соединяет также два самых густонаселенных района Сочи – Хостинский и Центральный, а вместе с тем связывает федеральную трассу «Джубга-Адлер» (А147) с Курортным городским проспектом.
Внешний вид Верещагинского виадука впечатляет размерами и сейчас. Он протянулся с юго-западного в северо-восточном направлении на 220 м, при обшей ширине, включающей проезжий участок и пешеходные дорожки по обеим ее сторонам – 18,5 м. Высота его заслуживает не меньшего восхищения – это 27 м над дном долины, что сопоставимо с высотой 9-тиэтажного дома.
Установлен он на массивных железобетонных опорах, а несущие арочные конструкции «виадука» выполнены из прочной стали, покрытой бетонной «шубой» и слоем штукатурки. Такая форма, повлекшая за собой несвойственное для автомобильных мостов наименование, и впрямь придает ему тип римских водоносных сооружений. Только в отличие от настоящих виадуков – массивных и громоздких – стальные балки придают ему изящный и красивый облик и непревзойденную парящую легкость, не свойственную объектам, несущим огромную нагрузку.
На фото Верещагинский виадук частенько можно встретить в рекламных буклетах туристических фирм, предлагающих путевки на отдых в этой части страны. Это может говорить о популярности переправы, имеющей статус архитектурного памятника федерального значения, а этим способен похвастать далеко не каждый автомобильно-пешеходный мост, как в России, так и за рубежом.
По всему миру действующих объектов подобного рода единицы, отсюда такое внимание к нему и интерес. Подогревается он и тем, что только удручающая ветхость, сопряженная с угрозой для жизни людей, заставит власти закрыть его для автомобильного транспорта и сделать исключительно пешеходным. Но такой сценарий вряд ли возможен, как минимум на протяжении нынешнего столетия, несмотря на быстроту возведения «виадука», построен он добротно, что называется – на века.
Благодаря существенной высоте с Верещагинского виадука открываются потрясающие пейзажи на окружающие городские районы и прекрасную панораму далеких гор. Венчает эту живописную картину величественный силуэт горы Фишт, замечательно видимой отсюда, хотя она находится на расстоянии 45 км. Хорошо просматриваются и другие вершины, массивы, такие как Амукский хребет с одноименной горой, его венчающей, на 26 км отдаленные от виадука, выступающего смотровой площадкой, Зеленые скалы, покрытые мантией из хвойного леса в 24 км от него.
А ближайшая горная гряда, не просто видимая, а хорошо просматривающаяся с моста – покрытый густым лесом Пикетский хребет, не слишком высокий, достигающий 630 м, но протянувшийся всего в 9 км. Конечно, сидя за рулем автомобиля, не до любования местными пейзажами, да и пассажирам не удастся что-либо рассмотреть. А вот во время пешеходной прогулки такой возможностью непременно стоит воспользоваться.
Как добраться (доехать)?
Огромное количество маршруток проходит по виадуку. Вам потребуются те, что имеют на маршруте остановки «пл. Театральная» или «пансионат Светлана», где и нужно выходить.
На машине от центра Сочи сюда добираются таким образом:
Туристу на заметку
- Адрес: Курортный проспект, Сочи, Краснодарский край, Россия.
- Координаты GPS: 43.573293, 39.733850.
В путеводителях Сочи Верещагинский акведук не всегда выделяется в роли достопримечательности, да и в экскурсионную сферу он входит нечасто, но это не мешает прогуляться по нему по собственной инициативе. А отзывы о нем в последнее время удручают – это касается участившихся случаях самоубийств, происходящих тут, из-за чего он начал приобретать недобрую славу, все чаще попадая в сводку новостей в связи с этим. По имеющимся данным, за последних 5 лет на нем свели счеты с жизнью уже 8 человек, хотя сам мост здесь ни при чем, просто он идеально для этого подходит – высокий и с низкими ограждениями. В заключение – видео-экскурсия, приятного просмотра!